Славная история у Кинешмы - российской провинции, одного из немногих городов Ивановской области, расположенных на берегу Волги. В нем есть все, как во многих других российских городах. Но именно этот город особенно мил для десятков тысяч его граждан, кто здесь родился, провел детство, юность.
    История Кинешмы начинается еще в III-II тыс. до н.э. с поселения в Верхневолжье финно-угорского племени меря. Меряне дают название своей "родине" - Кинешма, что означает "темная, глубокая вода" или "тихая, удобная гавань". Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1504 г. Московский князь Иван III в особой духовной грамоте пожаловал Кинешму князю Ф.И. Бельскому. Прошло уже пять столетий, а так и сохранилось название части города - Беловская. В XVI столетии Кинешма была в разные периоды и государевой вотчиной, и частным владением.
    Период больших героических битв Кинешма переживала в начале ХVII века. Кинешемское ополчение под руководством воеводы Федора Бобарыкина внесло свою лепту в дело защиты Руси в 1609 году во время польско-литовской интервенции. В память об этом героическом периоде истории Кинешмы на месте братских могил построены две каменные часовни. Они сохранились до нашего времени.
    29 мая 1779 г. согласно указу сената Кинешме был пожалован герб. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера - принадлежность всех городов Костромской губернии, а в нижней части на зеленом поле - "два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг".
    Полотняное производство успешно развивалось в Кинешме с начала ХVIII века исключительно на местном сырье, ориентировалось на заграничные рынки. К середине XIX века от былой цветущей полотняной промышленности в Кинешме не осталось и следа. Однако в преддверии развития хлопчатобумажной, химической, мукомольной и деревообрабатывающей промышленности, когда фабриканты Коноваловы, Миндовские, Разореновы, Севрюговы, Аненковы строили в Кинешме и ее округие новые предприятия, широко, бойко велась торговля, особенно во время ярмарок, которые славились по всей Волге.
    Дважды в год в Кинешме проходили эти ярмарки. В Тихонов день, 16 июня (по ст. ст.), начиналась Тихоновская, другая, более значительная ярмарка - Крестовоздвиженская - начиналась 14 сентября (по ст. ст.) и продолжалась вплоть до октября. Архитектура площади соответствовала требованиям торговли. На ней стояли три больших каменных корпуса, называвшиеся торговыми рядами. Они сохранились до сих пор и создают неповторимый архитектурный облик центра города. Яркий и веселый ярмарочный мир исчез в ХХ веке. Исчез не сразу, еще в 20-е гг. по традиции приезжали в те же сроки со своим товаром крестьяне, строились карусели, выступали раешник и Петрушка. Сейчас настало время возродить традиции кинешемской ярмарки. Кульминационным действом становится городская ярмарка в День города. Есть задумки о возрождении и осенней ярмарки, на которую съедутся современные купцы из поволжских городов и центральной России.
    Кинешма и Кинешемский уезд известны как любимейшие места отдыха и вдохновения многих знаменитых людей России. "Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд (Кинешемский) был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии, Италии... А какие там люди!" - писал Александр Николаевич Островский, чья жизнь неразрывно связана с Кинешмой. Однажды побывав на Волге, в Кинешме и Щелыкове, усадьбе, которую купил отец, писатель уже не мог больше расстаться с полюбившимися ему местами. Ежегодно, с мая, а то и с апреля, до октября, он работал в Щелыкове. Это было то место, где писатель находил покой для творческой работы, забывался от тревог. Много замечательных произведений создал великий драматург, наблюдая и изучая характеры волгарей. Был он, к тому же, избран почетным мировым судьей по Кинешемскому уезду. Великий народный драматург, будучи юристом по образованию, на этом поприще сделал много доброго для крестьянского населения уезда. Кинешемцы свято хранят память о великом писателе. Через 10 лет после его смерти был создан сначала музыкально-литературный кружок им. Островского, а затем и театр.
    Более ста лет театр с честью несет имя А.Н. Островского. Новый сезон каждый раз открывается пьесой великого драматурга. Традиции кинешемского театра хорошо известны по всей России. В 1989 году на его базе прошел Всероссийский фестиваль драматургии Островского, который стал огромным событием культурной жизни города. В нем принимали участие театры Москвы, Петербурга, Казани, Орлова, Ярославля. Создан музей истории театра, в его фонде более 7000 музейных предметов (печатные издания, фото- видеоматериалы, вещи, документы). Организовываются здесь театральные встречи, выставки по истории постановок драматических произведений Островского, проводятся экскурсии по Кинешме времен А. Н. Островского. Сохранились здания старого железнодорожного вокзала, прокуратуры, жилые дома на улице Волжский бульвар, Комсомольской, Рылеевской, которые связаны с пребыванием драматурга на кинешемской земле. Все это позволяет вести большую работу по пропаганде жизни и творчества русского драматурга, истории и своеобразии родного города.
    С Кинешмой связано имя и другого писателя, уроженца города А.А. Потехина. Он оставил нам замечательную книгу рассказов и очерков "Уездный городок Кинешма". Сохранился дом на улице Рылеевской, в котором в 1829 году родился Алексей Антипович. Большой раздел экспозиции краеведческого музея посвящен великому земляку.
    Высокая гордость и слава города - ученые с мировым именем: русский эпизоотолог, доктор медицины, один из главных организаторов ветеринарного дела в России В.Ф. Нагорский и ученый-экономист, автор теории больших циклов экономической конъюнктуры уроженец деревни Голуевской Кинешемского уезда Н.Д. Кондратьев. В краеведческом музее оформлены стенды в память об этих великих ученых.
    С Кинешмой связана судьба замечательного адмирала Г.И. Невельского. Сохранился поныне дом сестры на улице Юрьевецкой. В экспозиции музея останутся для потомков фотографии адмирала, макет судна "Байкал", на котором он совершил свое известное Амурское путешествие, приборы, которым пользовался Невельской в ходе экспедиции, письмо жены.
    Кинешма и окружающая ее живописная природа привлекали многих замечательных людей. В 1880 году в местечке Соколово провел лето великий русский композитор А.П. Бородин. Здесь он писал оперу "Князь Игорь". Гостили на кинешемской земле и С. Рахманинов, С. Прокофьев.
    На левом берегу Волги была усадьба "Погост", принадлежащая жене крупнейшего русского астронома и академика Ф.А. Бредихина. Ученый жил в ней каждое лето. Здесь он и умер, похоронен в семейном склепе Бредихиных. В экспозиции кинешемского музея бережно хранятся множество фотографий, статьи, сборник "Анналы Московской обсерватории", 2/3 которого составляют статьи величайшего ученого.
    Чудные по красоте места, "благословенные края благословенной русской земли", девственные леса и бесконечные полевые просторы пленяли души знаменитых русских художников Б. Кустодиева, Л. Чернова-Плесского, П. Кривоногова. И сейчас волжские просторы, скромная, неброская, но такая одухотворенная природа, древняя история, неповторимый архитектурный облик исторического центра города будят творческое воображение художников. В настоящее время в Кинешме активно работают более 20 профессиональных художников: живописцы, графики, мастера декоративно-прикладного искусства.
    Жизни каждого православного человека сопутствует церковь. В провинциальном русском городе испокон веков она являлась центром духовной культуры. С нею были связаны все самые важные моменты существования и государства, и отдельного человека. К началу ХХ в. Кинешму украшали 12 храмов, в которых служили 20 священников. В настоящее время существуют 10 храмов, 8 из которых - действующие. В ближайшие годы приходу храма Вознесения Господня должны быть переданы Златоустовская церковь и Вознесенская (ныне в них располагаются мастерские химико-технологического техникума и краеведческий музей). История этих двух храмов неразрывно связана с именем Владыки Василия Кинешемского, единственного святого на кинешемской земле, проповедника веры христианской, решительного противника закрытия монастырей, осквернения святых мощей, репрессированного за антисоветскую агитацию в 30-е годы.
    Много еще других имен связано с историей Кинешмы. Все это наше историческое, а значит, и духовное достояние, наша гордость. На этих людях и духовных ценностях мы должны, просто обязаны воспитывать наших детей, внуков. Память обо всем, что было в прошлом, дела и люди наших дней, родная земля со всем, что растет и дышит на ней, должны быть святы для любого человека.
    На сегодняшний день крупнейшим хранителем историко-культурного наследия города является Кинешемский художественно-исторический музей, в экспозициях которого представлен богатейший материал по истории Кинешмы с древнейших времен до начала ХХ в., произведения русского и западноевропейского искусства XVIII-XX вв. Краеведческая экспозиция "Кинешма. История и судьбы" предлагает посетителю стать свидетелем определенной эпохи, ее соучастником, не навязывая при этом устоявшийся взгляд на исторические события, позволяет сделать свои выводы. Особое внимание в экспозиции уделяется теме личности, семьи, которые рассматриваются в контексте истории России и Кинешмы. Успешное совершенствование программы нравственно-эстетического воспитания детей музейными средствами осуществляется благодаря наличию детского зала в структуре музея, где представлены две экспозиции, сориентированные на детское восприятие: "Как у нас, во горенке" (быт и занятия крестьян Кинешемского уезда рубежа XIX - XX вв.), "Сказка старого леса" (мастерство таксидермиста XIX в.) Для взрослых посетителей актуальна программа работы музейной гостиной (зал в стиле музыкального салона XIX - XX вв.): творческие вечера при участии профессиональных режиссеров, актеров, музыкантов, тематические выставки. Здесь же представлена экспозиция "Жемчужины усадьбы "Студеные ключи", состоящая из произведений искусства национализированной в 1919 г. коллекции Николая Павловича Рузского, крупного промышленника, мецената.
    В основной экспозиции картинной галереи "Русское и западноевропейское изобразительное искусство XVIII - нач. XX вв." представлены работы выдающихся художников И. Айвазовского, А. Шильдера, К. Коровина и других из коллекции Н.П. Рузского. В оформлении одного из залов использованы элементы интерьера гостиной усадьбы "Студеные ключи" (расположенной рядом с Кинешмой на противоположном берегу Волги), где наряду с живописными полотнами, включающими галерею семейных портретов Рузских, экспонируются мемориальные вещи - мебель, канделябры, напольные вазы и др., ряд документов и фотографий.
    Расположение города чрезвычайно удобно для создания в нем туристической зоны: Волга позволяет достаточно быстро и удобно добраться до города речным транспортом, довольно близко от Кинешмы до центра России (600 км от Москвы), что гарантирует быстрое перемещение с помощью авто- и железнодорожного транспорта. Туристам действительно есть что показать. В Кинешме сохранилось множество памятников российской истории и культуры XVII - XX вв. Часть из них задействована в экскурсионных маршрутах по городу (А.Н. Островский в Кинешме", "История развития промышленности в Кинешме", "История и архитектура города Кинешмы"). Ныне памятники реставрируются, но, к сожалению, не так часто, как того требует их нынешнее состояние. При достаточном финансировании и вложении инвестиций город мог бы стать туристической жемчужиной России. Небольшие старинные тихие улочки сберегли душу патриархальной Кинешмы и приводят в восторг и искреннее изумление туристов. Но на сегодняшний день Кинешма не является исключением из большинства исторических городов, находящихся в тяжелом состоянии, ценное историко-культурное наследие постепенно разрушается, многие памятниковые здания через несколько лет могут быть потеряны, а сам город может лишиться своего индивидуального архитектурного облика и своеобразия.
    Административная команда Кинешмы активно ищет пути развития города в новой социально-экономической ситуации, работает над созданием механизма привлечения внешних финансовых, материальных и гуманитарных ресурсов для развития города посредством создания в нем благоприятного инвестиционного климата и формирования привлекательного имиджа. .