Вернуться к обычному виду

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЯМ

ПРИ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Как правильно сделать выбор в сторону того или иного учебного заведения, в столь обильном разнообразии рынка образовательных услуг? Куда же отправить своего ребенка учиться? На что стоит обращать внимание при заключении договора на оказание платных образовательных услуг? Такие вопросы волнуют каждого поступающего, а также родителей, которые выбирают образовательное учреждение для своего ребёнка.

С малых лет детей начинают водить в кружки, секции и т.п. Дальше начинаются школы, лицеи, гимназии. И, наконец, колледжи, институты, университеты. Итак, узнаем, какие организации оказывают платные образовательные услуги, и какие же права имеют студенты, ученики и их родители?

Правила оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 г. №505) распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, которые оказывают потребителю платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; негосударственные образовательные организации, осуществляющие платную образовательную деятельность и др.

Выбирая учебное заведение, потребитель в первую очередь должен убедиться, что данное учебное заведение имеет лицензию на право заниматься образовательной деятельностью и свидетельство о государственной аккредитации.

Далее, родителям или абитуриентам следует ознакомиться с Уставом, так как именно он является основным документом образовательного заведения. Отказать в ознакомлении с уставом образовательное учреждение не имеет права.

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; учредитель; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; права и обязанности участников образовательного процесса и многое другое.

В соответствие со ст. ст. 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. п. 7-14 Правил № 505 исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В первую очередь необходимо обратить внимание на внешнюю вывеску учебного заведения, где должно быть полное наименование учреждения и его юридический адрес. В помещении образовательного учреждения в удобном и доступном для потребителя месте должна быть размещена информация, содержащая следующие сведения:

• наименование и место нахождения исполнителя услуг

• сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации

• уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

• перечень образовательных услуг и порядок их предоставления

• стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты

• порядок приема и требования к поступающим абитуриентам

• форма документа, выдаваемого по окончании обучения

По требованию потребителя, образовательное учреждение обязано предоставить для ознакомления:

• устав учреждения

• адрес и телефон учредителей

• образцы договоров

• основные и дополнительные образовательные программы, стоимость которых включена в основную плату по договору

• дополнительные образовательные программы и услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителей

• перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот.

Филиал или другое территориально обособленное структурное подразделение предоставляет потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий образовательного учреждения.

В том случае, если при ознакомлении со всей вышеперечисленной документацией у Вас не возникло сомнений в надежности образовательного учреждения, то Вы можете переходить к следующему этапу – рассмотрению договора.

Основанием для оказания платных услуг является письменный договор между абитуриентом (в случае несовершеннолетия – родителем) и образовательным учреждением, который должен быть заключен в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой — у потребителя.

Предмет заключаемого с потребителем договора должен четко определять основное содержание предоставляемых образовательных услуг, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, срок действия договора. При заключении договор должен быть подписан обеими сторонами.

Если потребитель образовательных услуг не достиг 18-летнего возраста, то договор на оказание вузом платных образовательных услуг он вправе подписать лишь при наличии письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя.

В договоре обязательно должны быть указаны: полные реквизиты образовательного учреждения, ФИО, телефон и адрес потребителя, сроки оказания образовательных услуг, перечень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень услуг, их стоимость и порядок оплаты. Указываются полностью ФИО и должность лица, подписывающего договор от имени образовательного учреждения. Ответственность за качество представляемых услуг несет руководитель учреждения. И эта ответственность тоже должна быть оговорена в договоре. По требованию потребителя должна быть составлена смета.

Кроме предоставления всей указанной информации, исполнитель обязан обеспечить оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами и условиями договора об оказании платных образовательных услуг.

Исполнитель обязан соблюдать утвержденный им учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий.

Согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 22 Правил № 505 при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора. В силу п. 24 Правил № 505 если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Кроме того, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных образовательных услуг.

При обнаружении нарушений законодательства, Вы можете предъявить исполнителю претензию.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у Вас), на Вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения Ваших требований). В случае непринятия исполнителем претензии, Вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения ваших требований).

В случае отказа образовательным учреждением добровольно удовлетворить Ваши требования, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона РФ), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ).

Исковое заявление подается в суд по месту: нахождения организации; Вашего места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ).

Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей».. 

Дата изменения: 15.04.2013 13:48